Историко-краеведческий музей.

О третьей (завершающей) экспозиции в Историко-краеведческом музее рассказала на своей странице ВКонтакте старший научный сотрудник Гульназ Гареева.

«В нашем музее много лет незаметно висела картина, которой никто почему-то не интересовался. В один прекрасный будний день я решила исправить эту ситуацию. На картине изображена Айсылу (Ильгамова) Камалетдинова. В фонде музея также нашлись личные вещи Айсылу — нашей землячки… Фото портрета прилагаю и хочу провести онлайн-экскурсию по Историко-краеведческому музею.

«Портрет Соембики» (Айсылу Камалетдинова).

Талантливая и красивая Айсылу родилась 28 мая 1950 года в семье педагогов. С малых лет она любила красоту и приучалась к порядку во всем: в школе училась хорошо и старательно, часто на школьных концертах, в районных смотрах-конкурсах исполняла татарские, башкирские и узбекские песни. Особенно ей нравились старинные татарские песни «Уел», «Кыр казлары», «Галиябану». Родители Айсылу очень любили сцену и выступали до самой старости — в спектаклях «Галиябану», «Зәнгәр шәл» они исполняли главные роли. Любовь к театру, искусству они передали дочери Айсылу, которая вскоре поступила в Уфимский институт искусств.

Свою трудовую деятельность Айсылу Камалетдинова начинает в Башкирском государственном академическом театре им. Мажита Гафури, затем работает диктором башкирского телевидения.
Однажды в Уфу из Казани на гастроли приезжает Татарский государственный академический театр им. Г. Камала. Главный режиссер Марсель Салимьянов приглашает Айсылу в Казань, и так она исполняет разные роли в спектаклях «Казан солгесе», «Асылъяр», «Зәнгәр шәл», «Татарча аерылышу» и другие.

Талантливая Айсылу Фавзиевна сумела создать яркий, драматически насыщенный, сложный образ невесты и жены поэта Мусы Джалиля. На спектакле присутствовала вдова Мусы Джалиля Амина-ханум, которая была потрясена игрой актеров. Амина-ханум очень хотела пройти за сцену и поблагодарить артистов, но не смогла, так как, по ее словам, «была вся в слезах».

Айсылу Камалетдинова сыграла много ролей из произведений классиков татарской литературы, например, роль властной и жестокой героини из драмы классика татарского музыкального искусства Салиха Сайдашева «Наемщик». Спектакль поставлен в Театре оперы и балета в 1990 году. До этого почти 30 лет он не ставился, премьера стала истинным праздником национальной музыкальной культуры.

Однажды Марат Ильгамов увидел по телевизору концерт, посвященный 60-летию композитора Рустама Яхина, который вела Айсылу Камалтдинова. И через несколько месяцев Айсылу стала женой Марата Аксановича Ильгамова. С ним и мастерами искусств Татарстана Айсылу выезжала в Москву, в Чувашию на декаду татарской литературы и искусства, концерты, открытия и закрытия декады в родном Башкортостане вела сама. Руководители республики благодарили ее за концерты и отмечали прекрасное владение Айсылу башкирским языком.

С 1981 года Айсылу творческие вечера и концерты проводила в Театре оперы и балета, в актовом зале Казанской консерватории, в Доме союзов в Москве, которые восторженно принимались не только татарскими слушателями. Актерам аплодировали в академических кругах в Москве, в Нанкинском аэрокосмическом университете в Китае и в других странах.

Однажды Айсылу Камалетдинова спела песню «Керим эле урманнарга» в Америке, когда с мужем находились в длительной поездке по стране. На престижном Международном фестивале Айсылу Фавзиевна в костюме из спектакля «Наемщика» исполняла песни «Тафтиляу» и «Керим эле урманнарга», представляя Россию.

Художник Нияз Хисамов , окончивший в Санкт-Петербурге Академию искусств им.И. Репина, говорил: «Прекрасная, милая, ласковая Айсылу Ильгамова дала мне возможность создать портрет Соембики».

Айсылу Фавзиевна ушла из жизни 8 августа 2003 года».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *